12 марта, на последней подготовительной неделе к Великому посту, настоятель нашего храма протоиерей Александр Карпец, провел экскурсии для школьников 7 школы, 5-9 классов. После экскурсии, в здании воскресной школы, прошел занимательный кинолекторий.
Нам иногда пишут: для чего водить школьников в храм, что они там поймут? Детей в храм водить надо, причем обязательно. Это необходимо и детям, и родителям.
Для несмышленого малыша храм становится родным: он привыкает и не пугается бородатого дяденьки в черном, его не смущает ни множество народу, ни громкое пение — ему там хорошо.
Душа у детей не маленькая, а такая же, как у нас. И она тоже трудится в храме, напитывается тем соком, который ей просто необходим. Если мы с ранних месяцев не будем внутреннее естество детей наполнять божественной благодатью, то души их заполнятся иным. Правду говорят, что свято место пусто не бывает. Есть враг человеческий, который не побрезгует ничем, не станет спрашивать, хотим ли мы его “помощи” или нет — выбить потом его оттуда будет куда сложнее. На сознание современного ребенка действует миллион впечатлений, вызывающих калейдоскоп ощущений. Компьютерные игры, телевидение, огромные киноэкраны “с эффектом присутствия” — все это ярко, завораживающе, цепко держит воображение ребенка. От этого трудно уйти, поскольку таковы реалии современной цивилизации. А поколения наших предков ходили на церковные службы. В их жизни это было, возможно, главное духовное впечатление. Церковные обряды влияли на их психологию, церковный календарь — на физиологические ритмы. Все это веками впечатывалось в сознание. А в первые годы жизни ребенка, эта генетическая память работает наиболее эффективно (в дальнейшем она вытеснится памятью социальной.) В это время ребенок естественным образом, без подсказки, не задумываясь, учится ходить, говорить, реагировать, перенимает основные правила поведения. И так же естественно через чувства, вне логики и сознания им будут восприниматься храм и церковная служба.
В более старшем возрасте приобщение к Церкви будет проходить сложнее.